Четверг

Главная » 2013 » Октябрь » 4 » ГЕНИТАЛЬНЫЙ ГЕРПЕС
22:40

ГЕНИТАЛЬНЫЙ ГЕРПЕС

ЧТО ТАКОЕ ГЕНИТАЛЬНЫЙ ГЕРПЕС
Как известно, генитальный герпес вызывают вирусы простого герпеса I и II типов, которые были открыты в 60 годов XX века. Но еще в 1912 году Грютер подозревал вирусную природу заболевания. В большинстве случаев - 80 - 85 % половой герпес вызван Вирусом Простого Герпеса II типа (ВПГ- II). В 15% - 20% генитальный герпес вызван вирусом герпеса I типа (ВПГ-1). Удельный вес больных ВПГ - I значительно увеличился за последние 10 лет, что вероятнее всего связано с широким распространением в обществе орально - генитальных контактов: минет и куннилингус. Иногда причиной генитального герпеса может служить сочетание сразу 2-х типов вируса: ВПГ-I и ВПГ-II.
Вирусы простого герпеса 1 и 2 типа относятся к подсемейству a - герпес вирусов (alfa herpes virinae) семейства герпес вирусов (herpes viridae).
Вирус герпеса 1 типа практически идентичен вирусу герпеса 2 типа. Разница между ними заключается в строении 2х поверхностных белков - гликопротеидов (gC, g G).
Тип болезни (генитальный герпес или простуда) на губах, зависит не от типа самого вируса (ВПГ-I или ВПГ-II), который находится в организме человека, а от того места, где он проживает.
Для более понятного объяснения организм человека можно представить в виде железной дороги: Вирус - это поезд. Нервы - это рельсы по которым он ездит. Нервные сплетения или ганглии - депо в которых вирус находится пожизненно и "спит". Кожные покровы или слизистые - конечная станция, к которой следует вирус.
После инфицирования вирус попадает в "депо". Если речь идёт о "простуде" на губах, то этим депо становится тройничный ганглий (нервное сплетение), который расположен в полости черепа. Назовём его"верхнее депо". "Во время рецидива вирус выходит из депо и по нервам, словно поезд по рельсам спускается к коже. Нервы-рельсы от тройничного ганглия идут к коже лица, подбородка, слизистой рта и дёсен, коже ушей, губам, лба и т.д. В этих местах и возможны рецидивы.
При генитальном герпесе депо вируса находится в крестовых (по латыни - сакральных) ганглиях - "нижнее депо вируса", которые расположены в малом тазу, рядом с позвоночником. При рецидиве вирус но нервам от крестцового ганглия спускается к коже гениталий, ягодиц, бедер, лобка, слизистой влагалища, уретры, т.к. туда идут "рельсы".
Однако в организме нет таких "транссибирских" магистралей, соединяющих напрямую депо в черепе и депо в малом тазу. Поэтому внутри организма человека переход внутри организма вируса из верхнего депо в нижнее - невозможен.
Таким образом, при простуде на губах ВПГ-I или ВПГ-II стоит в "верхнем депо" и периодически вызывает рецидивы на коже выше пояса.

При генитальном ВПГ-I или ВПГ-II расположен в "нижнем депо" и является причиной герпетических атак ниже пояса. Вирион имеет сферическую форму. Диаметр вирусов 120 - 200 нанометров (нм). Внешняя оболочка вируса (envelope или суперкапсид) состоит из липопротеидов, которые составляют 20% объема вируса. На 70% вирус состоит из белка, 1,6 из углеводов и 6,5% - ДНК.
На поверхности вируса, словно шипики, торчат гликопротеиды. Их длинна составляет около 10 нм. Различают около 30 гликопротеидов и лишь при взаимодействии с 7 из них (Гликопротеиды B, C, D, E, F, G, X) иммунная система распознает вирус и вырабатывает к нему антитела.
Под внешней оболочкой расположен tegument (покрышка) - внутренняя белковая оболочка. Поверхностные оболочки защищают вирус от воздействия физических и химических факторов, участвуют в прикреплении вируса к эпителиальной клетке человека.
Если копнуть глубже, то можно обнаружить капсид - оболочку защищающую вирусную ДНК. На картинке, представленной выше, каписид имеет форму двадцатигранника (икосаэдра), размер капсида 100-110 нм. Капсид состоит из 162 "кирпичиков" - капсомеров, полых внутри, одинаковых по строению, имеющих пента и гексагональную форму. Диаметр капсида составляет порядка 100 нм. Форма капсида обусловлена строением сердцевины.
Центр вируса - сердцевина содержит нуклеотид. Нуклеотид состоит из кольцевой двухцепочечной молекулы ДНК. На рисунке обозначена красным цветом. ДНК вируса герпеса состоит из 80 генов. Гены подразделяются на 3 группы: a, b, g. Группа генов a - участвует в установлении персистенции вируса в клетке и реактивации (рецидиве) герпес - вирусной инфекции.
Группа генов b - матрица для построения ДНК новых вирусов, а также выключатель функции ядра клетки - хозяина и генов группы a.
Группа генов g - предназначена для постройки гликопротеидов при помощи которых молодые вирусы будут взаимодействовать и крепиться к новым клеткам-хозяевам.
Кроме того вирусная частица содержит ферменты: спермин (H2N(CH2)3NH(CH2)4NH(CH2)3NH2) и спермидин (H2N(CH2)4NH(CH2)3NH2). Полагают, что их биологическая роль сводится к нейтрализации отрицательного заряда ДНК.
Физико - химические свойства вируса: Гибнет при воздействии температуры: при 50 градусах C в течении 30 мин. При 37,5 градусах C - в течение 20 часов. Может неопределенно длительное время сохраняться при температуре - 70 градусов C. Хорошо переносят лиофилизацию. Устойчив к последовательному замораживанию и размораживанию, к воздействию ультразвукового излучения.
По данным профессора Глинских, в эксперименте было показано, что в слюне, нанесенной на монеты различного металла, в интервале хранения до 30 минут, вирус сохранял свою жизнеспособность. На влажных стерильных медицинских вате и марле - в течение всего времени их высыхания (до 6 часов). В среднем вирус "жизнеспособен" в окружающей среде при нормальной температуре и влажности в течение 24 часов.
Указанные выше данные о гибели вируса относятся к инвитро или лабораторным условиям. Убить вирус внутри организма с помощью существующих методик (гипертемия/перегревание, удаление нервных ганглием, уничтожение ганглиев путём введения в них химических веществ, озонирование крови и т.п.). Попытки такого лечения могут привести к глубокой инвалидизации пациента или даже его гибели.
Инактивируются вирусы простого герпеса под действием: рентгеновских и ультрафиолетовых лучей, спирта, органических растворителей, фенола, формалина, протеолитических ферментов, желчи, обычных дезинфицирующих средств.
Путь заражения: половой, воздушно-капельный (очень редко), при первичной инфекции возможна передача вируса через плаценту.
Эпидемиология: По расчетам ученых около 11% людей, достигших 15 летнего возраста инфицированы вирусом простого герпеса II типа.
У лиц, достигших 50 летнего возраста антитела к вирусу герпеса II типа обнаруживают в 73% случаев.
Культивирование: На хорион-аллантоисной оболочке куриных эмбрионов вирус образует белые плотные узелки - бляшки.

ПРОФИЛАКТИКА ЗАРАЖЕНИЯ ГЕНИТАЛЬНЫМ ГЕРПЕСОМ
К сожалению в настоящий момент не существует способов, позволяющих на 100% обезопасить своего полового партнёра от заражения генитальным герпесом. При этом существуют различные подходы к профилактике передачи генитального герпеса во время беременности и при её отсутствии.
К общим рекомендациям по предохранению от заражения половым герпесом можно отнести моногамные половые отношения (только один партнер), исключение случайных половых контактов, использование презервативов.
Для случая, если Вы больны половым герпесом, а Ваш половой партнер - нет и наоборот, существуют особые рекомендации.
Первый и наиболее эффективный способ оградить своего полового партнера от заражения половым герпесом - отказ от половой жизни во время рецидива генитального герпеса или во время появления первых предвестников рецидива (покалывание, покраснение, зуд, боли по ходу седалищного нерва).
Следует помнить, что даже во время межрецидивного промежутка, когда никаких высыпаний нет, человек, страдающий генитальным герпесом, может быть источником заражения. Такая ситуация называется бессимптомное выделение вируса, встречается у каждого больного генитальным герпесом человека 1 - 2 раза в год.
Исходя из сказанного выше, половой партнер, не страдающий генитальным герпесом, имеет право знать о Вашем заболевании и осознанно принимать решение о ведении с Вами половой жизни.
Первым принципом профилактики является постоянное использование презерватива. Этот метод дает хорошие показатели - снижение риска передачи болезни приблизительно на 48-50%. Причиной "полузащиты" презерватива является то, что высыпания герпеса могут располагаться в тех местах, которые не прикрывает презерватив: мошонка, промежность, лобок, внутренняя поверхность бедер. Даже при сильном желании кондом на эти места не натянешь.
Однако, в 2004 году было окончательно доказано (Corey LC, Wald A, Patel R et al. Once-daily valacyclovir to reduce the risk of transmission of genital herpes. N Engl J Med 2004;350:11-20), что длительное совместное использование презерватива и препарата валацикловир (валтрекса) на 75% снижает риск заражения здорового партнёра генитальным герпесом протекающем с видимыми симптомами у моногамных гетеросексуальных пар.Валтрекс должен принимать человек, страдающий генитальным герпесом. Валтрекс является препаратом рецептурного отпуска. Дозировку и кратность приема определяет врач. Дело в том, что при длительном, постоянном приёме препарата лекарство предупреждает развитие рецидивов, тормозит бессимптомное выделение вируса, что совместно с резиновым изделием (презервативом) снижает риск передачи недуга половому партнёру.
Но жизнь такая штука, что не всегда в нужный момент под рукой есть презерватив, валтрекс, к сожалению, пока ещё доступен не всем больных герпесом. В этом случае применяют другие методики профилактики. Но следует Вас предупредить, что эффективность данных методов профилактики - 50/50 - или заболеете, или нет.
Если по различным причинам Вы не можете использовать презерватив, то в течении не более чем 2х часов после полового акта, можно использовать бетадин. По данным ряда исследований* бетадин (поливидон йод) обладает выраженной противовирусной активностью и способен инактивировать вирусы герпеса, являющиеся причиной генитального герпеса.
Женщине не менее чем через 2 часа после полового акта следует ввести во влагалище одну свечу бетадин, а наружные половые органы, лобок и бедра обработать раствором бетадина.
Мужчине в указанные выше сроки нужно обработать половой член, головку полового члена, крайнюю плоть, мошонку, лобок, внутреннюю поверхность бедер 10% раствором бетадина. Через 10 - 15 минут раствор с наружных половых органов следует смыть водой. Если имеют место несколько половых актов, то процедуру следует повторять каждые 2 часа.
Напомню, что бетадин эффективен в течении 2х часов после полового акта. Раствор бетадина можно заменить на жидкое мыло бетадин.
Бетадин необходимо применять с осторожностью в следующих случаях:
-Повышенная чувствительность к йоду
-При нарушении функции щитовидной железы
-При лечении препаратами радиоактивного йода
-При особо длительном применении
Существуют и аналоги бетадина, которые действуют также как и бетадин: Бетадине, Вокадин, Аквазан, Povidone Iodine.
Наиболее дешев отечественный Аквазан (10-15 рублей в розницу), но в пузырьке всего 10 мл содержимого, поэтому следует покупать сразу 3-5 пузырьков. Исследования по снижению риска передачи генитального герпеса при использовании бетадина на людях не проводились, эффект доказан пробирке.
Такие антисептики, как мирамистин, гибитан, цидипол, вероятно, могут снижать риск передачи генитального герпеса. Однако достоверных доказательств этому на сегодняшний день не существует.
Профилактика заражения генитальным герпесом во время беременности:
Генитальный герпес опасен для беременных женщин, если во время беременности происходит заражение или случается первый рецидив. Для снижения риска заболевания генитальным герпесом с момента установления беременности необходимо обязательно использовать презервативы, при этом, если женщина здорова, а партнер болен, он может длительно применять валтрекс по супрессивной схеме.
Если беременная больна рецидивирующим генитальным герпесом, а мужчина здоров, то пара должна воздерживаться от секса в момент рецидивов. Мужчина, чтобы не заразиться должен одевать кондом. В настоящее время не получено разрешения на применение валтрекса женщиной во время беременности.
Также следует отказаться от орального секса, т. е. мужчина не должен ласкать при помощи губ и языка половые органы женщины.
P.S.: Помните, что ни один из вышеприведенных методов не способен на 100% предотвратить заражение генитальным герпесом, но помогает снизить вероятность передачи заболевания.

ДИАГНОСТИКА ГЕНИТАЛЬНОГО ГЕРПЕСА
Генитальный герпес вызывается вирусом ПРОСТОГО герпеса I или II типа. Но в жизни всё "простое" на поверку оказывается сложным. Такая же ситуация складывается и с диагностикой герпеса.
Повторяющиеся боль, зуд и жжение, а также возникновение пузырьковой сыпи в области половых органов, бёдер и ягодиц должно насторожить Вас. С этими симптомами нужно обратиться к врачу.
Опытному врачу для того, чтобы поставить правильный диагноз достаточно одного взгляда на внешний вид высыпаний и оценки характера жалоб больного. Но в ряде случаев могут пройти годы до того момента, когда диагноз "генитальный герпес" будет установлен.
В случае типичного течения герпеса, когда есть предвестники рецидива: зуд, боль, покалывание, сменяющиеся пузырьковой сыпью, всё это может навести врача на мысль о том, что у Вас генитальный герпес. Если вы жалуетесь на зуд и рецидивирующую пузырьковую сыпь + врач на осмотре видит её, то он может поставить диагноз "генитальный герпес" без дополнительных лабораторных анализов. Следует помнить, что при генитальном герпесе высыпания могут располагаться на половых органах, в частности внутри уретры или влагалища, на бедрах и ногах. У женщин герпес часто вылезает на ягодицах и связан с приближением менструации. Пузырьковая сыпь в области прямой кишки и внутри неё относится также к проявлениям генитального герпеса.
Осмотр: Для диагностики генитального герпеса необходима очная консультация врача и осмотр. Это может быть акушер-гинеколог, дерматовенеролог, уролог-андролог, аллергологом - иммунологом или просто врачом общей практики. Любого пациента в первый раз столкнувшегося с генитальным герпесом страшит неизвестность, в частности больному непонятно на что будет смотреть врач. К осмотру следует подготовиться с гигиенической точки зрения. Врач захочет осмотреть Ваши половые органы, состояние кожных покровов тела, лимфоузлов в паху, подмышках, на шее.
Женщину просят лечь в гинекологическое кресло. Она раздевается до пояса снизу, ложится спиной на кресло, разведя ноги и согнув их в коленях. Под коленями ноги поддерживаются специальными опорами. Если женщина не напряжена, расслаблена и не волнуется, то осмотр происходит совершенно безболезненно. Врач вводит во влагалище гинекологическое зеркало и осматривает влагалище на предмет герпетических высыпаний изнутри. Доктор может взять соскобы из высыпаний, влагалища, шейки матки, уретры. Т.к. у женщин уретра шире, то они в большинстве своём не испытывают каких-либо болезненных ощущений. И мужчины, и женщины после забора мазка из мочеиспускательного канала очень непродолжительное время могут отмечать покалывание в уретре и неприятные ощущения при мочеиспускании. Если женщина практикует анальный секс или у неё наблюдаются высыпания в области ануса врач может взять анализ из прямой кишки.
Следует отметить, что герпес часто протекает совместно с другими половыми инфекциями, поэтому доктор может рекомендовать Вам сдать анализы на другие заболевания: сифилис, СПИД, гепатит В, хламидиоз и другие инфекции.
К сожалению, в 60-80% случаев генитальный герпес протекает атипично: т.е. может не быть зуда, пузырьков, да и вообще каких-либо проявлений. Герпес может проявляться небольшим покраснением половых органов, болезненными трещинками на коже или пациента может беспокоить только один зуд без пузырьков. В ряде случаев у женщин генитальный герпес может протекает совместно с молочницей и маскироваться под неё. Если у женщины бывают частые рецидивы кандидозного кольпита (молочницы) она обязательно должна обследоваться на герпес.
Существует несколько типов анализов, определяющих у Вас генитальный герпес.
Наиболее "древний", так называемый культуральный метод. Суть его заключается в том, что капилляром, шприцем или тампоном из герпетических высыпаний или пузырьков забирают содержимое и подсаживают его на растущий куриный эмбрион. По характеру гибели эмбриона, на котором вирус герпеса оставляет специфические "оспины", делают заключение о наличии заболевания.
В дополнение к нему не так давно появился метод Полимеразной Цепной Реакции или сокращённо - ПЦР.
ПЦР может обнаружить вирус у больного только в момент рецидива!!! Материал для ПЦР забирают специальной щеточкой из мест высыпаний. Метод позволяет выявить с высокой долей достоверности есть ли в герпетических высыпаниях или на половых органах вирус простого герпеса и какого он типа. Для получения достоверных результатов методом ПЦР - диагностики предъявляются повышенные требования к стерильности и температурному режиму помещения, где ставят данную реакцию. В ряде случаев, из-за недостатков в организации лабораторной службы, результаты ПЦР - диагностики (речь идёт только о генитальном герпесе) оказываются недостоверными: ложноположительными или ложноотрицательными.
Наиболее достоверным считается иммуноферментный анализ (ИФА), который определяет не вирус, а защитные антитела к нему, которые циркулируют в крови. Анализ сдаётся на голодный желудок.
На проникновение вируса герпеса в организм, он реагирует выработкой защитных антител - иммуноглобулинов Ig G & Ig M (иммуноглобулин класса Джи и иммуноглобулин класса Эм). Сразу после заражения в крови появляются Ig M, и лишь затем, после I и последующих рецидивов в крови можно обнаружить Ig G.
Реакции ИФА бывают двух видов:
1. Качественные, когда определяют есть или нет в крови антитела Ig G или Ig M к ВПГ;
2. Количественные, когда определяется титр или, по-русски говоря, количество этих иммуноглобулинов в крови.
В настоящее время время при помощи ИФА можно определить какой тип вируса ВПГ I или ВПГ II вызвал у Вас генитальный герпес.
При помощи качественной реакции можно определить каким типом вируса Вы инфицированы и ПРЕДПОЛОЖИТЬ, были ли у Вас ранее рецидивы или нет. Количественная ИФА даёт возможность врачу приблизительно оценить состояние вашего противовирусного иммунитета.
Некоторые врачи и их пациенты часто ошибаются, трактуя результаты ИФА. Кто-то считает, что ИФА показывает количество вирусов герпеса в крови. Должен заметить, что вирус простого герпеса живёт в крестцовом нервном сплетении и в крови может появиться на несколько минут перед рецидивом. У людей без иммунодефицита (СПИД, онкологические заболевания, трансплантация органов) в крови бедный вирус становится легкой добычей защитных клеток организма и моментально гибнет.
Высокие титры антител к вирусу простого герпеса могут свидетельствовать о том, что у Вас недавно был рецидив болезни. Врач заблуждается, если говорит, что у Вас высокие титры антител к герпесу и их нужно "лечить". Такое лечение не даёт результатов. Тоже самое с беременностью. Высокие титры защитных иммуноглобулинов Ig G и Ig M не являются противопоказанием к наступлению беременности.
В отличие от бактериальных инфекций приём противовирусных препаратов, таких как ацикловир, валтрекс, фамвир, панавир и иммуномодуляторов не влияет на результаты анализов. Поэтому, принимая лекарства, можно безбоязненно сдавать анализы.
В среднем от момента забора материала до получения из лаборатории результатов анализов проходит от 1 до 3х недель.
Трактовать результаты анализов, в частности ИФА, может лишь врач, который направлял Вас на них. Так как разные лаборатории используют расходные материалы различных фирм - производителей, то нормальные показатели в двух лабораториях могут быть разными. И в одном случае Титр Ig G = 1:1100 будет свидетельствовать об отсутствии заболевания, а в другом - о недавнем рецидиве.
К сожалению, на сегодняшний день не существует лабораторных анализов, позволяющих со 100% достоверностью установить или опровергнуть диагноз. Случается так, что анализы не дают конечных результатов. На лицо картина герпеса, а подтверждения этому в анализах нет. Бывает, что вирус погибает в соскобе до того, как он попадёт в лабораторию. Анализ вроде бы отрицательный, а на самом деле вирус и болезнь есть. Поэтому нужно быть готовым к тому, что анализ придётся пересдать.
К сожалению, в большинстве территорий Российской Федерации анализы на генитальный герпес не входят в программу Обязательного Медицинского Страхования и Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Их оплата перекладывается на плечи пациента.

ЛЕЧЕНИЕ ГЕНИТАЛЬНОГО ГЕРПЕСА
Попав однажды в организм человека, вирус герпеса уже никогда не покидает его, пожизненно сохраняясь в нервных клетках. На сегодняшний день не создано лекарства, которое выводило бы вирус герпеса из организма человека. Это позволяет врачам говорить о том, что генитальный герпес является «неизлечимым» заболеванием. Маловероятно, что в ближайшие 50-100 лет будет изобретено лекарство избавляющее человека от присутствия внутри тела вируса простого герпеса. Разработка лекарственных средств, препятствующих заражению генитальным герпесом здоровых людей, продолжается в наши дни. Возможно в ближайшем будущем - через 10-20 лет человечество получит такие препараты.
В настоящее время медицина располагает современными препаратами, позволяющими значительно увеличить межрецидивные промежутки, подавить размножение вируса герпеса, при этом, практически не нанося вреда организму больного. Ранний прием противогерпетических препаратов (ацикловир, валтрекс, фамвир) позволяет избежать рецидивов, появления новых пузырьков, снизить зуд и болезненность, ускорить заживление язвочек. Правильное и эффективное лечение генитального герпеса Вам может назначить только квалифицированный врач на очном приёме.

НАСКОЛЬКО ОПАСЕН ГЕНИТАЛЬНЫЙ ГЕРПЕС
Половой герпес не является смертельным заболеванием, не вызывает нарушения работы внутренних органов, не приводит к бесплодию. Он менее опасен, чем другие венерические болезни. Половой герпес приносит страдания больному во время обострения, снижает трудоспособность, изменяет психологическое и эмоциональное состояние. После осознания и принятия диагноза некоторые больные замыкаются в себе, их гнетёт одиночество, страх быть исключёнными из сексуальной жизни. Они испытывают гнев по отношению к заразившему их партнёру и негативное отношение к себе. До 50% людей, страдающих генитальным герпесом, впадают в депрессию, до 53% - испытывают одиночество, до 10% посещают суицидальные мысли. Без лечения вирус разрушает жизнь пациентов. Следует отдавать отчёт, что герпес гениталий облегчает заражение ВИЧем и может провоцировать переход ВИЧ в СПИД.
Просмотров: 1131 | Добавил: spurivice | Рейтинг: 0.0/0